| ||||||||
|
О проекте Правила публикации Об авторском праве Сотрудничество О сайте |
Амири Барака - афро-американский драматург, поэт и романист, участник движения за гражданские права американских негров. Родился в 1934 г. под именем Эврет Лерой Джонс в гор. Нью-Арк, штат Нью-Джерси в семье почтальона. Изучал литературу, философию и религиоведение в университетах Ретгерс, Говард, Колумбийском университете и в Новой Школе Общественных Наук (New School of Social Research). Служил в ВВС США. Преподавал в Университете штата Нью-Йорк (гор. Буффало и Стони Брук), в Новой Школе Общественных Наук, в Сан-Францисском Колледже, в университетах Йель, Нью-Хэвен и Вашингтон. Л. Джонс начал свою писательскую деятельность в 1956 г. Одновременно он выступал в защиту политических прав американских негров и за развитие афро-американской культуры. В 1958 он основал издательство Тотем Пресс. В нью-йоркском Гарлеме им был создан негритянский театр, где проходили чтения поэзии, ставились пьесы, устраивались концерты. В 1966 он создает негритянский общинный театр в Нью-Арке. В этот период он также занимал ряд постов в организациях по защите прав афро-американцев, участвовал в создании отрядов самообороны. После обращения в ислам в 1968 году Лерой Джонс принимает свое новое имя, Амири Барака. В число изданных им произведений входят: "Добрую девушку трудно найти" (пьеса, 1958), "Предисловие к двадцатитомной записке самоубийцы" (сборник стихов, 1961, издан в одной серии с книгами Аллена Гинсберга и Джека Керуака), "Мёртвый лектор" (1964), "Система дантовского ада" (роман, 1965, написан в стиле поэтической прозы), "Чёрное искусство" (1966), "Чёрная магия" (1969), "Время нации" (1970), "Достижение духа" (1972), "Твёрдые факты" (1977), "АМ/ТРАК" (1979), "Мысли для тебя" (1984). В 1964 году были поставлены четыре его пьесы, в частности, пьеса "Голландец", получившая приз как лучшая небродвейская постановка США в 1963-64 гг. В 1966 году по пьесе был создан фильм. Бараку считают одним из самых ярких представителей "воинствующего чёрного театра". В пьесе "Голландец" он использует приёмы Антонина Арто, заставляя зрителя посредством наблюдения сцен насилия и жестокости обнаружить собственные пороки и предрассудки. Барака написал также пьесы "Чёрная месса" (1966, на основе мусульманского предания о Якубе-Иакове), "Смерть Малькольма X" (1969), "История движения" (1977). В работах Бараки после 1974 г. заметно влияние марксистских идей. Например, в последней из перечисленных пьес автор размышляет о возможности сотрудничества между сегодняшними эксплуататорами и эксплуатируемыми в обществе будущего. После выхода на пенсию в 2000 году Барака продолжает выступать с чтениями своих стихов под музыку, как делал всю жизнь. В 2001 году он выступал с джазовым трио в Финляндии. Барака участвовал в создании многих антологий афро-американской поэзии. В 1980-е им были написаны два либретто. В своей первой поэтической грамзаписи "Чёрный Дада Нигилизм" Амири Барака использовал провокационные тексты, написанные в духе французских дадаистских стихов 1910-х. Стиль его произведений оказал влияние на многих поэтов и прозаиков второй половины 20-го века. В течение значительной части жизни Барака стремился уйти от традиционной западной поэзии, чтобы создать собственную "чёрную" эстетику. О том, насколько он преуспел в этом, свидетельствуют его стихи. Источник - http://www.kirjasto.sci.fi/baraka.htm |
" ", 2004. | ||