| ||||||||
|
О проекте Правила публикации Об авторском праве Сотрудничество О сайте | Алексей Ткаченко-Гастев. Избранные стихи. 2010 * * * Гравюрная погода. Над Лубянкой таскают ветры хлопья серой ваты. Последний выплеск рваного заката ползёт на запад тенью сероватой. Пологий склон Мясницкой продолжает объёмную покатость небосклона, и особняк старинный отражает свинцовый блеск в затейливых колоннах. И где был крест недавно деревянный, лишь камушек невзрачный Богом брошен в гранитный сквер. Он взгляд досужий ранит осколком горькой, непосильной ноши. * * * Как костяной старинный ларь, отбросив сон, Москва стояла, и едкая тянулась гарь, набрасывая покрывала на купола, мосты, сады, семи чудес высотных шпили. Трамвай, как ливень, проходил, и всё тонуло в прежнем штиле. И клёкот женских каблучков по тропкам пыльного Эдема неторопливою душой воспринимался, как поэма. Заболоцкий едет по стране В местах, где крика не выносят, в притворной живости застыв, стволы убогие возвысив, молчат нестройные кусты. По вечерам здесь — царство скуки. Трамваи дохнут на ходу, и мальчики, расправив брюки, на досках пляшут лабуду. Но нет гармонии простой в их жестах дурноподчинённых, и сброд соседок раздражённых кричит им вслед: «А ну, постой!» И глохнет в зареве зелёном вся жизнь двуспального района. * * * Мне в этих широтах бывает душно не только в жару, но и просто когда мамаши хриплыми криками души исторгают в утробу молчащего города, а седой мужчина разрубает воздух перед собой возбуждённой рукой, и подростки льют бесконечную воду в телефонный эфир над блестящей рекой. Жвачка и кашель, и вопли сирены. И нет больше мест, куда можно вернуться. ...А в отчётливых снах — на улицах Вены трамваи играют кофейными блюдцами. * * * Под британским зонтом, у фонтана минувшей эпохи, в старомодном плаще с очевидно чужого плеча — он себя не винит, коль дела у империи плохи, и с плантации ждёт по утрам освежающий чай. Можно слушать панк-рок, можно рьяно штудировать Баха, возрождать менуэт, или страстно плясать ча-ча-ча. Всё неважно, когда Хиросимы багровая плаха от дрожащей золы, как полвека назад, горяча. Жаркий пепел времён у расплавленных свай небоскрёба, Елисейских полей перезрелая, звонкая рожь. Так гниёт с головы у пивной малосольная вобла, и прохожий педант унимает внезапную дрожь. Далеко до утра, и малиновый вестник заката белый мраморный столп в багряницу рядит, не спеша. Под британским зонтом старомодного, странного фата захлестнул листопад, и укутал в цветастую шаль. Кармен Пол, заключённый в объятья кружев, цветов и пуантов. Ужимки кокетки, банты и платья поблекли к третьему акту под пристальным взглядом таящейся смерти. И колокол, тающий в отзвуках арфы, выводит мотив завершённой трагедии под всполохи хореографии. Худой, как свечка, рукою Судьба закрывает ей веки. Она ещё может поспорить с Судьбою и чёрной руки прерывает скольжение. И всё узнаваемое в человеке сквозит в её лёгком движении. * * * Пропетый у края платформы, когда накатывал поезд и площадь меняла формы, мотив мне не даст покоя, покуда не станет былью всё то, что названо словом, а то, что не может сбыться — споётся снова и снова. Напев неизбытой страсти летел за края гармоний, и пену срывали пальцы на белых у чёрных волнах. Витал и напоминал он о невоплощённых ритмах, и площадь девятым валом бросалась к вокзальным рифам: «Плыл по городу запах сирени. Ах, до чего ж ты была красива! Я твои целовал колени, и судьбе говорил «Спасибо!» Цитата — не первой пробы. Но знали Оден и Оруэлл, что яркая искра смысла бледнеет у тёмной прорвы мотивов, молитв и гимнов, что греют народную память, и вызрев в её глубинах, свисают с небес цветами. Абсурдна и безрассудна, с настойчивостью природы любовь зазря расточает надежды, труды и годы. Поэзия с нею схожа, и суть её — в том же самом. Она слова распыляет с вершин отдалённых самых, хоть обречены умиранью уста, что их произносят, а ветры по диким странам припевы тех песен носят: «Плыл по городу запах сирени. Ах, до чего ж ты была красива! Я твои целовал колени, и судьбе говорил «Спасибо!» |
" ", 2004. | ||