| ||||||||
|
О проекте Правила публикации Об авторском праве Сотрудничество О сайте | Алый свет надежды. Избранные стихи, 2011 Февраль Февраль — уже весенний месяц. Рассвет юдольный мрак застиг, а рифмы, брошенные вместе, на раз слагаются в мотив. Бежать — туда, где Менделеев разбил на звенья мир за так, где обрусевшие деревья кивают быстро мыслям в такт. Дрожать — но с ритма не сбиваться, скользить — но попадать в лыжню. Так постигал по метру Нансен большую снежную страну. И только разлучившись с дочкой, на шаг сорваться. А затем — всю ночь не сметь поставить точку над половодьем мёрзлых тем. * * * Быть рыцарем и не презирать батрака. С его чёрствым насущным хлебом, грубым юмором и грубой любовью. На презрении уже строились идеологии, созидались империи. Рыцарь способен спать в седле, неделями караулить врага у подножия башни, довольствоваться акридами на завтрак и диким мёдом вместо послеобеденного чая. Рыцарь не станет часами отлаживать испорченный счётный механизм. Просто выбросит сломанные счёты на дровяной двор, а заржавелые стержни отдаст жестянщику вместе с прочим железным ломом. Ему не чужда математика сфер, но всё-таки ближе — фонетика. Он жесток и неистов, он галантен и нежен, он причудлив и придурковат. Его чувства и мысли о мире пронизаны токами веры. Однажды юродивый во Христе рассказал ему страшную тайну. Он сказал, что настанет невиданный день, и вчерашний батрак будет — царь и священник. А ты, сказал он, станешь рыцарем революции, ты станешь железным безжалостным дэнди. А потом навсегда переедешь в музей колоритных фигур. А я, сказал он, — блаженный дурак во Христе — для привитых вакциной исправленной яви стану просто дурак. Дух Всё тот же словесный от века парящий над бездной, зовущий древесным контральто «Voltar a ti, desejo-te encontrar». Шуршащий сонными тростниками, или со скал ледниками отвечающий небесам, журчащий холодными родниками, когда натруженный камень, вырвавшись, катится сам. Но чаще бесследный, звенящий в тиши беспредметной, запретною нотой пронзающий мглу и дремоту, манящий в безвестную синюю даль, и на пути у просящего разбивающий стены из льда. Белая ласточка Белая ласточка бьётся о ржавую лестницу. Тени в углах шьют свой столетний узор. Старый паук на краю паутины повесился. В гуще теней пляшет мадам Селямор. Танец её — словно стенания грешницы. «Это провал!» — думает чёрный барон. С ветхих ступеней вдали исчезающей лестницы гонит прохожих стая крикливых ворон. Эта мадам шлёт мне послания разные. Тени в углах — свита непрошенных лиц. Всё, что хотелось с собой пронести безнаказанно, чёрный патруль завернул под шторы ресниц. Белая ласточка с письмами брошенной девушки пишет на грязном стекле свой безмолвный роман. Утром мадам Селямор на углу ровно в девять ждёт новая «Волга» без номера. Цвет – «баклажан». * * * В мире нет больше нежности, нет у вещей глубины. Растерялись на гулком ветру стили, формы и звания. Как затёртый в кармане осколок Берлинской стены, край сетчатки тревожит неясное воспоминание о местах, где, с Вулканом поспорив, резвился масон, и о днях, где причуды царей и пристрастия зодчих создавали ландшафт для трагедий, и за горизонт театрально катились созвучные возгласы прочих... …............................................... В мире нет больше нежности. И на зеркальной стене письмена наших дел громоздятся всё выше и выше. А в далёкий прицел непрестанно летит мокрый снег, птичьим взглядом ложась на разбитые ржавые крыши. * * * Беззвёздная погода. Стол, кровать. Обычный городской словесный мусор. Он ждал полгода и решил бежать, безвыходными мыслями искусан. Над белым полотном его шаги увязли в привокзальной перестрелке, когда свинцовых поездов гудки раскачивали каменные стрелки. По башенным часам прошло три дня, и вот на насыпь пыльную под рельсы вкатился ком багрового огня, и пассажиры шли к нему погреться. О том, что видел в ледяном окне, он не расскажет девушкам смешливым. Небесный луч на белом полотне раздразнит жажду новым переливом. * * * По надлунным мирам на изящной ладье, по магнитным полям да на белом ферзе. Без особых причин, без каких-либо слов. По дороге к концу, понаслышке - домой. Нараспашку опять с пулемётом "Максим", а ландшафт без примет - всё такой же, как был. Хмурый стражник прервёт внеурочный полёт. На взъерошенный вид рявкнет: "Стой! Кто таков?" Разноцветные рыбки в зелёном пруду, натяжные улыбки на фотках друзей. Расскажите им всем невозможную весть: кто пароль назовёт, нынче будет со мной. Рыбы СССР Рыбы СССР выплыли из глубин. На социальном дне кончился кислород. Заспанный офицер в страхе писал отчёт. - Рыбы СССР, что вам не спится, что? - Дайте немного воды рыбам СССР! - Дайте немного воды рыбам СССР! * * * Врач мою просьбу выполнил сразу. Ссыпал в кулёк порошок. "Кушай, голубчик!" - Я выпил воды глоток. На мой московский почтовый адрес выписан гамбургский счёт. Родина смотрит, а я ещё не готов. "Но кто мог знать, что он - провод, пока не включили ток?" Всякая жизнь в этой жизни имеет исток. При виде колхозницы у партнёра из рук упал молоток. Свадьбу сыграли на корабле "Восток". Россия Кто-то может сказать, что в её недособранных зёрнах созревает для мира медлительный, гибельный яд. Но над гладью лугов её замер лучистый подсолнух, а над ним золотой полумесяц навис, как змея. Я иду по её запылённым ржаным перелескам, бездорожью доверив ритмословия гибельный чин. Здесь от давних начал невесомая тянется леска, увлекая меня по просторам ожившей души. Есть наследство иное, чем кровь, говорящая в жилах. Есть иная, чем гены, с отцовским призванием связь. Здесь в далёкие дни собралась воедино пружина, и её долгий импульс незримо работает в нас. Я уехал бы прочь, да не знаю земли, кроме русской. Кроме русских речей, я ни слова не слышу вокруг. Вот тропинка опять, извиваясь, спускается к руслу — без полушки воды я не в силах продолжить игру. Нарисуйте мне дом, где под синью небесного свода во всю ширь простиралась бы синь васильковых глазков. Я готов примириться с отсутствием дома, как крова. Мне нужна для подъёма площадка на десять шагов. Москва. Стих третий Когда ветер берёт прелых листьев немеющий прах и швыряет, смеясь, в закрома января, я ползу, задыхаясь, на двух деревянных руках и беззвучно шепчу "дорогая моя". Когда знойный июль разливает кипящую ртуть на летучую грязь раскалённой в лучах мостовой, "золотая моя", - так не к месту успею шепнуть, перед тем, как ослепнуть под жгучей и пенной волной. Так легко выплетать вдохновенную ложь. Но любое из слов крепко вяжет узду у коня. Я от ваших речей и от взглядов острее, чем нож, ухожу под покров золотого огня. Природа Я над магнитной прихотливой лентой вдыхал лесов отравленное зелье, а их смешная собственность на землю мелькала рядом в разные моменты. Природа - светлый храм, и вот уж век она, как Храм Христа, лежит в руинах. А муравьи, не разгибая спины, всё ждут свой шанс в истоптанной траве. ...................................... Природа - храм. Но каждый третий в нём, пробыв лишь час, плюёт и матерится, неновых чувств простую пятерицу запечатляя в облике её. Вера — Что ты несёшь, белокурая Вера, в ветхой корзине с поломанным верхом? — Я собрала эти красные вербы на пепелище, где выгорел вереск. Я положу эти красные вербы к каменной стелле, где верность без веры чинит хитоны безмолвного века. — Что ты поёшь так надрывно и нервно? В пальцах ломаются сигареты. — Я под покровом отчаянной веры жду обновления старой приметы — там, где закат положил своё веко в пламенном ветре на веко рассвета, гаснут иконы тяжёлого века. В погребе, там, где почила Ревекка, в полдень, под сполохи медного света, рвутся завесы из тонкого снега. Там, под пыльцой фиолетово-серой, там, где с прохладой сливается нега, в ветхих мехах неразвеянной веры зреет вино предпоследнего века. Вестник Ревность мужей иудейских и рёв бессловесной машины глушат в сознании века отзвуки мерного слога. Но неприкаянный вестник, чувствую, дышит мне в спину — так, как дано было греку ведать присутствие бога. Что это было взаправду, знаю по коже гусиной, если читаю у лампы выцветшие манускрипты. Над беспросветною явью, вязкой, как ложе из глины, вьётся побег беспричинный — фиговый ствол у Харибды. Нью-Йорк. Зарисовка I. От светлой воды Гудзона до сизой воды залива бегут заржавелые рельсы под сенью густых заборов. Они разрезают землю, но не создают пространства: в пространстве есть ориентиры со знаками плюс и минус. II. Вот новая амазонка, чья страсть не глубже стакана, устав от мышиной гонки, танцует хмельное танго меж чёрной зловонной грудой и башней резного камня. III. Вот бравые кавалеры - из тех, что стреляли в Лорку - под знаменем тусклой веры гарцуют у стен Нью-Йорка. Они обманули время, меняя пластинки ловко. IV. Закроет шатёр лазурный карниз на стальных колоннах, и вдруг у бомжа над урной зажжётся звездой корона. О страсть моя, цвет пурпурный! О смерть моя, цвет зелёный! * * * Дети вынесли из тюрьмы перевёрнутый лесовоз - "дальше действовать будем мы", понарошку или всерьёз - в иступленьи младых ногтей не припомнив, кто сам, кто за, и врезаясь на скорости в ярко крашенные глаза. Свою плоть излила свеча под янтарной завесой тьмы. Разбрелись они, бормоча: "дальше действовать будем мы". * * * Так вот и стал, как тень самого себя, бледная тень от тени себя самого, гулко в картон под небом чугунным трубя, не оставляя на завтра почти ничего. В небе тем временем дули стальные ветра, или неслась грозой лебединая сталь. Было не жаль ничего, что было вчера, только всё так же взгляд застилала печаль. С камнем за пазухой, щурясь от злобы дня, плавал в полях из рос и русых волос. У десяти углов на карту огня быстро поставил, и тут же истаял, как воск. Рыцарь комический Бледный рыцарь с лунным взором по полям, где тучный колос, брёл в беспамятстве, и горы с ним беседовали в голос: «Ты нетленные узоры перенёс на смертный лик, и все мирские прокуроры держат на тебя улики. Ты обьятья юной девы предпочёл смиренной жатве. За стигийские пределы волк степной — твой провожатый!» «Lumen coelum! Sancta Rosa!» — меж хребтов дразнилось эхо. И ронял в чернила слёзы молодой писатель Эко. * * * Им сегодня не нужен свой дом. Им хватает естественной пищи. Если, башни коснувшись крылом, самолёт пропадёт подо льдом, их не будет в реестре погибших. Им сегодня не нужен свой дом. Я следы их залётные вижу между Ветхим и Новым мостом за горящим на солнце кремлём Вены, Питера, Рима, Парижа. ...Им тогда был не нужен свой дом. Они верили: каждый прохожий молча носит в наколке под кожей указатель на их общий дом. Им уже не построить свой дом... Москва. Стих №4 Мой тридесятый Рим, мой детский городок, твой зимний сад закрыт для зрительских симпатий. Но ветренной судьбы в цветистом лёгком платье всё длится поцелуй - глоток, ещё глоток. Ещё в сплошных лесах стоит трёхцветный дым, а на столбах цветут заснеженные розы. И звонкий хор гостей льёт проливные слёзы. Ты ловишь их, смеясь, и вновь не веришь им. * * * Попробуй, оденься в те же ботинки, в тот же пиджак, в лиловый жилет с золочёной цепочкой часов. Твой ложноклассический пафос, как видно, иссяк, и капельки слов сочатся в тяжёлый песок. Попробуй, оденься так же. Мужлан-бедуин пройдёт сквозь тебя, как сквозь стену, не сбавит шаг. На глиняной башне протяжно завыл муэдзин, и злобным фальцетом вдогонку орёт ишак. Мы носим свой мир на себе, под седлом и внутри, как полы пальто, раздвигая листы словаря. Закутанный в бархат флейтист у порога зари неслышим для тех, кто забыл, что такое заря. Попробуй вернуться туда. Там ты скоро поймёшь, съезжая непрошенным гостем по стрелкам часов - во впадинах глаз колосится алмазная рожь, и плющ ледяной бороздит беспокойный висок. Короткие стихи о поэзии I Стихи — как вещи, взятые взаймы — вынь да положь. У голубой светящейся каймы — чернёный нож. Они — как дети, ждущие в свой час всё новых игр. Расшит цветами кожаный колчан, таится тигр. Дыханье мифа в зябкой пустоте творит закон. Багровым рифом в отголосках тем встаёт канон. II Мера — гармонии светлый зарок, а их — без меры у Бога. Мерой поверен в степи стебелёк, музыка сфер и йога. Но диссонансы, как звери, рыча, дышат друг другу в загривок. Миру — ещё долго чаять свой час, тщиться до нового взрыва. Света небес хватило бы на тьму подобных миров. Но мы — взаперти. И вокруг — стена. Мы чтим свой тяжёлый рок. Выйти на волю, вырваться за — каждый, казалось, бы смог. Только с собой ничего нельзя вынести за порог. III Душе, как в детстве, хочется учиться, струить стихи. Я управлял бы самоходной птицей - тяжки грехи. Грехи - огрехи, жалкие прорехи в её парче. Душе назначен в запрестольном смехе бессрочный чек. IV Стихи - поступки, кратные по силе, как мир и Рим. Тяни струну, терзай её, насилуй, срывай, дари. Я помню - гроб по тропкам выносили, на дёснах мел. Он сам в слоёном воздухе России о том пропел. Стихи - свеченья будущего знаки, пучки лучей. А здесь, в проулке, кровью блещут маки, и чист ручей. |
" ", 2004. | ||