| ||||||||
|
О проекте Правила публикации Об авторском праве Сотрудничество О сайте | Григорий Беневич. Историософское * * * а нового средневековья, быть может, осень пережив, живем в какую мы эпоху? - я сына спрашиваю, - но знает он не больше меня, едва еще помыслив и пожив. ну что ж, мы вдумаемся вместе, но точно ли обговорим? две головы, надеюсь, долговечней, чем каждая, и ты продолжишь, сын, непонимать, но без меня ль, со мною ль... Бог весть, все, что и я не понимал, а нового средневековья уж осень кончилась, и подошла зима. * * * В том-то и дело, что, пока у нас – гоев и изгоев – у кого − Антипасха, у кого – Красная горка, нацмены (вспоминая словцо покойной бабушки) мастрячат евроремонт у нас в подъезде, красят, зацепившись за крышу, очередной фасад северного модерна − под халяльную музыку налаживают Европу. Так, может, уже преодолены оппозиции иудеев и язычников, варваров и скифов? С натуры за окном больничным-поликлиничным митингуют воробьи, склевывая прав рябиничных ягодки последние свои. * * * Жизнь не шагреневая кожа, скорей, – вот эта полынья на речке Карповке, где утки от мороза спасаются у стен монастыря. * * * Оранжевое оцепленье в местах, где сбрасывают снег, пусть лучше оградит, прохожий человек, тебя от мыслепреступленья. Duty free В день рожденья Гитлера застрял в Мюнхене – в зоне, так сказать, благого бытия, но не вечного – сиюминутного, в зоне выбора – как полюбить себя. Пленником пространства благ беспошлинных, пересылочной тюрьмы, на полпути в лагерь полного порабощенья пошлостью тех, кого и Гитлер не поработил. Шикельгрубер был дитем еще и с греками, равно как с евреями не справился – лишить жизни их не смог, всечеловеками сделав, как теперь смогла поработить пошлость всех и уровнять все нации, даже эллинов и иудеев, и тех, кого отцы и деды были наци и на избранность претендовать могли. Ныне же избрáнны те, кто пошлости главный бастион, защита и оплот. Гитлеру еще не снились эти мощности и возможности поработить народ не воспоминаньем славы предков и величия их деяний пробуждая силу духа и души, но внушая, что они стоят за право личности каждой выбирать, ради чего ей жить и чего хотеть; вот это, правда, силища, что сильнее зова крови и сильней даже классового чувства справедливости, что Ульянов пробудил в другой стране. Где они – Ульянов с Шикельгрубером? а идея личности – жива, и живее тех, кто силой грубою попытался ущемить ее права – этой личности. Так что же, нет его – права выбора, зачем нам жить и как, то есть, выбирая, мы заведомо совершим какой-то ложный шаг? или все же мощь аргументации пошлости в том состоит, что есть это право, и не зря лишились нации власти диктовать, что нам хотеть и к чему стремиться. В чем же пошлости тогда скрытый, каверзный обман, доводящий человека до ничтожности, облекающий в пожизненный туман? В том, быть может, что, схитрив заранее, пошлость нудит, чтобы мы, любя, делали предметами желания в сущности всегда самих себя. 20 апр. Мюнхен – 22 апр. Фессалоники, 2007. Кладбище Кладбище советской культуры по дороге на Щучье - еврейские имена вперемежку с русскими - литературы, и других искусств... Но если бы не одна могила с железным крестом, то нечего говорить бы, не то что любимая, - дело не в том, но судьба и эпоха целая, видимо, лежит под этим крестом. До сих пор мы хороним эту эпоху. Вон вырыты свежие могилы. А дальше? Братва Комарово скупит, а интеллигенция вымрет, или уедет, и придет татарва новая - с позвонками крещенными Бог весть где, но хотящая под крестом в землю лечь, как Ахматова. Меж культурой и зоною нет границы, и не было в мире том. Сравнение Как общество живет, где нету Зимы, где не вступает в смерть Природа, где весна и лето, И осень есть, а смерти нет? Нет есть, но только видовая. Вон - листья потерял каштан, Но уж кустарник расцветает Какой-то, хоть ноябрь настал. Не так ли у людей? Идеи Переживают здесь расцвет, Посмотришь - и никто не верит В них, но идут другие вслед. А так чтоб умерло тотально Все, как в России, так чтоб в смерть Идеи все пришли буквально, Такого в их природе нет. Отсюда то, что Чаадаев Назвал историей, чем миф Жив этот, да и не скрывают Они, что смерти нет для них Всеобщей, чтоб и завещанье Оставить некому, чтоб знать Не было бы дано заранье, Что все увидят всех опять; Иначе б, думаю, билеты Вернули, но такая смерть Не здесь, а там, в России, где-то Где снег идет, и Бога нет. 19.11.94 Оксфорд Город В Европе крохотной – трехчасовой в пролете – живу на северной окраине в большом холодном городе, едва ль не на болоте заложенном Петром. Туда из города другого, где собора нет главного, чтоб неба грудь иглой пытался уколоть, туда в холодный город соборно-крепостной я возвращаюсь, выполнив заданье разведывательное, но не до конца, запомнив частокол скребущих небо зданий и как два близнеца посередине выше всех стояли представив, но покуда не поняв связь тайную двух городов, державе завербовать не дав себя ни той, ни этой, выполняя задание, где б ни был на земле, по доказательству того, что зла нет. И этот на скале ведь город выстроенный, с частоколом небо скребущим, глядя сверху – лишь игра больших детей, что здесь играют в Lego империи добра, и тот, другой, что чуть не на болоте был выстроен, где небеса игла не достает, когда на самолете над этой как бы зла империей летишь и видишь крепость открыточную, маленький собор… Тот город с чрез него текущей Летой теперь ласкает взор туристов, завозимых из Европы, которой здесь когда-то жил жандарм, удерживавший целую эпоху, чтоб мировой пожар не полыхнул, но на войне с террором надломленный… и нынче косяком туристы тянутся в когда-то грозный город, заложенный Петром. Так, может быть, и связь двух этих антиподов – оплота бывшего порядка в мире и столицы нынешней торговли и свободы, в том, что они страшны и им опасны те, кто думает, что зло есть, ведь губит города не время, а террор. И только в городе, сходящем с неба, хор святых не перестанет Богу вторить. Нью-Йорк – Санкт-Петербург, 2011 * * * Как речь и текст Россия и Европа, Они соединятся лишь тогда, Кода дойдет реки времен вода До самого первоистока Истории, когда закончит течь Россия-речь, чтоб стать навеки словом К первоистоку своему и снова В него войдет, как в ножны входит меч. |
" ", 2004. | ||