RU>
 EN>
Интернет-альманах современной русской поэзии и прозы
" ..." - .. .

   О проекте
   Правила публикации
   Об авторском праве
   Сотрудничество
   О сайте


    

    

   

    Rambler's Top100

Лев Кучай. Стихотворения

Сашке от Пчело-льва
Я наверное скоро умру...
Когда навалится беда...
Когда все добрые движенья...
Пусть подо мною нет коня...
Проходит день. Проходит два...
Как начать? Как вмешаться строкой в эту осень?..
Я вас боюсь, мои стихи...

"Клоун в красном"

Слова, слова, слова... слова...
Тоска легла неимоверно...
Ну к чему волненья, страсти?...
Новогодняя песенка
Гастевым
Ну из чего ж ты так хлопочешь?!..
Россия
Графолог плачет...
В начале - был как бы десант...
Письмо в Израиль

"Попытка рождения"

Поцелуи
Поэты
Привет, мой брат по пьянству и стихам!..
Смерть! Уйди, не понукай меня...
...Жизнь полнится смыслом...
Размышления натурщика
И вот теперь ищу-свищу...
По лестнице взлетаю, пьяно...
Что это?..
Исчерпанность. Гладь белого листа...
Диалог с дельфином
Когда весна пошла на спад...
Ты уходишь, как ввысь...
Я целый год напролет...
А ведь она была в руках...
Особенно чужим и нежным было...
Менялись виды за окном...
Не надо лишнего...
У лишенного земли и воли...
Зубы скалить, хвост пушить...
Что ты хочешь от меня, Бог?!..
Вот "крем для стареющей, сохнущей кожи"...
Что же мне делать с собой, бестолковым?..
Ни покоя, ни чуда...

Элли

Душе дано любить лишь то...
Ну мне ли, - в юношестве яд...
Мне, гитаристка, не забыть...
Как страшно с жизнью расставаться...
Что-то с силой Карменситы...
Я, весь полон выцветших знамен...
Звезда моя - восходишь ты на небо...
Схожу - или уж сошел с ума?..

До отправления осталось...
Воспоминание о будущем феврале
Слова застряли в глотке...
Выбор
Проездом
Безыскусная песенка
Когда я наблюдаю как...
Метро. Спящая девушка с цветами
ТЫ и Я
Никогда ты не будешь моей...


Сашке от Пчело-льва

В пыльце мои пальцы, 
но ни в чём 
не буду каяться... 
Мне нипочём, 
низачем по ночам 
летать. У пчёл 
решил я начать 
учёбу. Прочёл 
учебник ульев, 
улиц... 
Мудрые строчки - 
мне они нравятся 
очень. Короче - 
в пыльце мои пальцы! 


* * *

Я наверное скоро умру, 
как горбуша, добравшись до сути.- 
Вы, живые, не обессудьте, 
ешьте меченую икру. 
И не надо ни залпов, ни риз, 
и не надо минуты молчания... 
Вы живым меня - не замечали. 
Я прожил очень частную жизнь. 


* * *

Когда навалится беда 
на плечи. К горлу 
протянет руки и когда 
все будет горько - 
С обезображенным лицом 
не спрашивай: За что? 
И не потряхивай венцом 
достоинств, но зато 
припомни - сколько зла и слез 
кому то раньше ты принес?! 


* * *

Когда все добрые движенья 
души нелепы иль смешны 
или несут нам униженья, 
иль самому себе скушны, 
когда все расползлось - и щели 
зияют и сулят распад, 
сны тяжелы, абсурдны цели, 
во всем сомненье и разлад - 
Зажатому паскудным веком 
и мраком собственных страстей - 
Как нелегко быть человеком 
вне стада всяческих мастей. 
В тот час, когда мой круг замкнется 
земной - и буду я судим - 
быть может, мне хоть то зачтется, 
что я всегда хотел быть им. 


* * *

Пусть подо мною нет коня, 
пусть гордой властью не увенчан. 
Но и колен не преклонял 
не перед кем я. 
Кроме женщин. 
На лестнице чинов так мал, 
что сомневаюсь - есть ли меньше? 
Зато и ног не целовал 
ни у кого я. 
Кроме женщин. 


* * *

Проходит день. Проходит два. 
Пьешь, куришь, ешь. Читаешь Сартра. 
И вот - слагаются слова 
и ждут оценки психиатра. 
Не знаю - по каким они 
слагаются законам, но 
законы оны- не сродни 
законам мира заоконного. 


* * *

	А.С.

Как начать? Как вмешаться строкой в эту осень? 
Как стать чашей, где будет настаиваться 
горько-терпкий отвар?! 
Где трамвай красной гроздью рябиновой 
тает в прозрачном хаосе, 
Где ты входишь в бульвар, как в распадок, - 
Где мгновенной свободы высокий обман 
Слаще плоти 
медовых, шершавых, увесистых дынь, 
и не менее сладок, не менее сладок!, 
палых листьев сжигаемых жертвенный дым.


* * *

Я вас боюсь, мои стихи, 
вы - как кладбищенские травы, 
вы - как свидетельство о травмах, 
вы шрамов рваные штрихи. 
Я вас боюсь, стихи мои, 
как стала словом быль когда-то, 
так слово, словно бы в расплату 
диктует нынешние дни. 
Я вас боюсь, мои стихи. 
Вы - предсказанье и улика, 
и все, что вами я накликал 
слетится стаей бед лихих. 
Я вас боюсь, мои стихи... 


КЛОУН В КРАСНОМ

* * *

		Слова, слова, слова... 
		Шекспир.

Слова, слова, слова... слова... 
Исчезли цвет и вкус. 
И сути уж едва-едва 
прощупать можно пульс. 
Слова крадут и жизнь и плоть - 
бездушны и наглы, 
и невозможно побороть 
их гибельный наплыв. 
Я губ не смел бы разомкнуть, 
стихи бы я не смел 
писать. Но если б что-нибудь 
еще бы я умел! 


* * *

Тоска легла неимоверно, 
напастью, с привкусом летальным. 
И это все назвать наверно 
никак нельзя сентиментальным. 
Ни слёз, ни вздохов, на перроне 
в прощальной мнемся пантомиме 
мы молча. Что сказать нам кроме: 
"До встрече в Иерусалиме!" 


* * *

Ну к чему волненья, страсти? 
Ни к чему. 
Никому не будет счастья, 
никому... 
Круговерть, шальные встречи, 
- все сумбур... -
из теней, обрывков речи, 
мишуры, огарков свечек - 
несусветный каламбур. 
Нет ни связки, ни идеи, 
день за днем - 
опускаясь и скудея, 
мы бредем... 
Ведьмы с чертом хороводят 
впереди - и вой ветров, 
пелена тоски и скуки, 
сквозь нее глухие звуки - 
неотточеных мелодий, 
незаконченных стихов.


Новогодняя песенка

Пожелав всем уйму счастья 
в наступающем году 
он ушел, деля на части 
апельсинчик на ходу. 
Кожуру бросал он на снег 
и нисколько не жалел, 
что вот так, собравшись наспех 
от приятелей слетел. 
Вот и дома, дверь закрыл он, 
потоптался, свет зажег, 
и опять, и с новой силой 
понял, как он одинок. 
Снял пальто движеньем тихим 
и в уборную пошел. 
-Ну, не поминайте лихом, 
вспоминайте хорошо. 
Буркнул: лютики-цветочки, 
На толчок взобрался, встал 
и холодную цепочку 
вокруг шеи обмотал. 
Цепь легла так властно, нежно 
ни туды и ни сюды. 
Был последним звуком свежий 
звук спускаемой воды.
И последнее что думал 
и не в такт и невпопад: 
Боже, сколько света, шума - 
Ниагарский водопад.


Гастевым

Так долго в этих стенах жили, 
что позабыли цвет обоев 
первоначальных. Сколько пыли 
при сборах скорых, сколько боли! 
Так долго жили... Стало видно, 
как в отдаленьи телебашня 
укоротилась вполовину, 
наполовину став домашней. 
Так быстро зимы пролетели, 
что стало странно-непонятным; 
мели последние метели,- 
не те ли, что в шестидесятых? 
Так быстро в этих стенах жили, 
словно прокручивая ролик, 
что накопили, сонной пыли 
поменьше все ж, чем ссыльной боли. 


* * *

Ну из чего ж ты так хлопочешь?! 
"Где хочешь можно жить",- мне говорят друзья. 
Согласен с ними. Можно жить, где хочешь. 
Вот где не хочешь, жить нельзя! 


Россия

Россия - трупный яд. 
И мелкий тусклый дождь. 
И фонари горят. 
И все чего-то ждешь. 
По вечерам разгул 
Похмелье по утрам. 
Все брошено на стул. 
И мухи между рам. 
Все будет вот как - вот: 
известно наперед. 
Такси, аэропорт 
и длинный самолет. 
Но крепко знаешь сам, 
хоть в Люксембурге, все ж 
не скроешься и там 
и там не удерешь. 
Россия - яд (и нам 
вакцины не дано). 
В петлю она и там 
загонит все равно. 


* * *

Графолог плачет 
изучая почерк. 
Ты плохо начал, говорит 
и плохо кончишь. 
А я ему, похолодевший 
твержу без толку: 
Есть столько радужных надежд, 
ты врешь, графолог. 
А он все плачет 
изучая почерк. 
-Ты рано начал, говорит 
и рано кончишь. 
А я ему - не написал 
я лучшей вещи, 
а ты такое мне, нахал 
ты, а не вещий. 
А он все плачет 
изучая почерк. 
Ты скоро начал, говорит 
и скоро кончишь. 


* * *

В начале - был как бы десант 
в мир следствий и причин - оттуда, 
где постоянно жаждут чуда, 
хоть и не верят в чудеса. 
Блюдя, внедряясь тут и там, 
меняя облик и привычки - 
своей конспиративной клички 
я и в бреду не прошептал 
ни разу - ждал я как беды, 
что кто-нибудь меня откроет - 
и двери хлопали за мною 
и ветер разметал следы. 
По вечерам, уединясь, 
в необоснованной печали, 
нависнув над столом плечами - 
я с небом выходил на связь. 
И то была - то ли не без 
презренья - сводка с поля битвы, 
то ли бесплодная молитва 
в бездонный зев пустых небес. 
Со временем я забывал - 
кем послан и с какою целью, 
какую роль в какой я сцене 
играю - и каков финал? 
А ведь в начале - был десант 
в мир следствий и причин, оттуда, 
где постоянно жаждут чуда, 
хоть и не верят в чудеса.


Письмо в Израиль

Друг мой, друг мой, не забыл ли 
ты в своей стране, - 
что здесь было, как здесь было?! 
Помнишь обо мне? 
Мне не вырваться наружу, 
не пожать нам рук, 
не обняться - уже, уже 
жизни моей круг. 
И все шире, все пространней 
лёд и мгла окрест, 
всё ясней перед глазами 
петля и арест. 
Знаю, это только тени 
и не я, не я 
плачу, - в солнечном сплетеньи 
плачет жизнь моя. 
Друг мой, помнишь ли невесту? 
Знай, была и нету... 
Здесь не время и не место 
верности обетам. 
Но еще не все известья,- 
есть еще одно. - 
Друг мой, знай, твоя невеста 
спит теперь со мной. 


ПОПЫТКА РОЖДЕНИЯ

Поцелуи

Одни несли заряд в себе 
отчаянья и тайной злости, 
и звали к яростной борьбе 
на простыне, как на помосте, 
другие обещали пить, 
но не давали пить лукаво, 
одни мне обещали свить 
гнездо, другие слали лаву, 
а тем - таможенный конвой 
не удалось пройти по ГОСТу 
и я их уносил с собой 
с аэродрома, как с погоста. 
Их столько! Если б я на нить 
их навязав, затем сумел бы 
в воздушные их превратить - 
они бы заслонили небо! 
В гостиницах, на вечерах, 
в гульбе и вгубы, на газоне, 
на людях, на ходу, впотьмах, 
наощупь, в щеку и в вагоне, 
по дружески и просто так, 
при встрече, при свечах, в печали, 
на брудершафт, взасос и в знак, 
да как меня не целовали! 
Но я один в душе храню, 
тот, незатейливый, случайный, 
который не сыскать в меню 
блюд изощренно-сексуальных. 
Он не встречал, не провожал, 
не звал в постель и не лукавил, 
но от него я задрожал, 
он сердце биться мне заставил. 
Тот поцелуй был прост и мил 
и чист, как поцелуй ребенка, 
но он и Льва бы укротил 
и превратил его в ягненка.


Поэты

Их никогда не изберут 
в союз писателей. 
Они - как летний град пройдут 
и - как каратели 
по незнакомым городам 
и по задворкам. 
По - снам, телам мужчин и дам, 
по разговорам, 
которым не попасть в печать, 
не стать почином, 
но времени на на них печать - 
его личины 
разоблачать 
с трибун верхом? 
Да нет - 
по лавочкам, 
в пивных, 
не лирой, не пером, 
а ручкой - вставочкой.


Сашке Суетнову

Привет, мой брат по пьянству и стихам! 
Я, слава Богу жив, хоть пьян все чаще 
И жизнь моя по-прежнему легка, 
как тяжкий камень со скалы летящий. 
И вдавленный во внутренность трамвая 
от духоты и водки окосев, 
попрежнему билет я отрываю - 
почти счастливый, - только не совсем. 
Так и прикусывать и возле виться 
и вот уже схватить, - но вот напасть! 
До счастья не хватает единицы, 
а может это лишняя вкралась. 
Привет, мой брат по тленью и золе, 
по-прежнему над пустотою горбясь 
Я убеждаюсь, шляясь по земле, - 
она кругла, не врал нам школьный глобус. 
И никуда по ней не убежать 
И нету края света никакого 
И никакого нету рубежа 
за коим можно петь 
и жить по новой. 


* * * 

Смерть! Уйди, не понукай меня 
запрокинуться до времени - 
в ванне - с ватными руками, 
в ванне - с взрезанными венами. 
Смерть! Теперь моя любимая 
не чета тебе. Вся светлая, 
морем и теплом хранимая, 
овеваемая ветрами.- 
Пряжу по ночам на камне 
распускает, ту же самую 
пряжу, милыми руками 
днем прядет. И смотрит на море. 


* * * 

...Жизнь полнится смыслом 
и пенится словно Нарзан 
и ты поднимаешь глаза, 
И флейту подносишь, и звери сойдутся на звук, 
и люди заплачут и Богом тебя назовут 
себя ощущая в господней руке. 
С обрыва сбежишь ты к реке 
и тут, на краю, не спеша... 

постой - 

Не черный ли ангел стоит за твоею спиной?! 


Размышления натурщика 

Как так со мной случилось? - Вроде ум, 
талант есть, молод, не урод, - но вот 
я в Суриковском по утрам на подиум 
всхожу, как на позорный эшафот. 
Итак - пиджак на спинку стула вешаю, 
сажусь и застываю, как орёл. 
Но всё во мне орёт - какого лешего! 
я здесь торчу! и кем приговорён? 
На этом стуле - хоть не электрическом, 
но под прицельным artобстрелом глаз 
сидеть, сидеть, сидеть, сидеть стоически, 
за чёрти что, за рубль тридцать в час. 
Художники в холсты уставясь хмуро 
и на меня поглядывая лишь, 
уверены, небось: "Натура - дура!" 
А я сижу и думаю: "Шалишь!" 
Мне в книжках по искусству рыться некогда, 
но слышал, что оно - лишь слепок с бытия. 
Так что художник - он всего то - зеркало 
в котором отражаюсь лично я. 
Попробуй, нарисуй меня как хочется - 
в виде кубов там, пятен или призм... 
Не выйдет! На мою защиту общество 
встав, заклеймит абстрактный модернизм. 


* * * 

		Саше Суетнову 

И вот теперь ищу-свищу, 
вхожу в пивную, поднимаюсь 
по лестнице крутой - лещу 
ломаю голову - и маюсь 
над кружкой пива - запах ссак, 
дым, гам - спрессованно-весомый... 
Ищи! - найдешь, когда тот рак, 
что на клеенке нарисован 
изволит свиснуть, впрочем, вот - 
по стенкам опустевшей кружки 
вниз пена тонкая ползет, 
имея вид подвижных кружев. 
Ей родственна та полоса 
в окне пространном - самолетом 
оставленная - небеса 
рыхлящая, и мне на что-то 
прозрачно намекающая - тем, 
что нам заведомо известно 
ее судьба - белеть, затем - 
голубизне оставить место. 


* * * 

По лестнице взлетаю, пьяно 
замок корябаю ключом. - 
Всё это странно, очень странно, 
ведь я давно уж ни при чём. 
На встречу ты. - Ты что так рано? 
Тебе звонил НН. - В дверях 
Мне слышать это очень странно. 
НН давно уж в лагерях. 
Стол. Ужин. И вода из крана. 
Пора в постель. Халат сняла. 
Все это странно, очень странно, - 
ведь ты давно уж умерла. 
Снег повалил, чернеет рама 
оконная, чернеет ствол. 
Все это странно, очень странно - 
Зима. Потемки. Рождество... 


* * * 

Что это? 
Мне утешенье за бред 
пьяных, растраченных попусту лет? 
Что это? 
Чистосердечнейший дар 
или готовится новый удар? 
Что это? 
Знак поворота с пути 
или с пути никогда не сойти - 
А поворот, 
что с дороги зовет 
чуть попетляв снова к ней приведет. 
Что это? 
Свет! И ночлег? И покой!? 
Или 

обманный 

болотный 

огонь? 


* * * 

	Ю. П. 

Исчерпанность. Гладь белого листа. 
Я в семь часов откупорю бутылку 
и будет через час она пуста, 
всю свою тяжесть передав затылку. 
Я уже знаю, снова не придет 
та, что не раз на память приходила 
и смуглых рук за шеей не сведет 
та, что не раз меня с ума сводила. 
Что ж, буду пить шампанское, пока 
изысканна печаль ручьев Шопена, 
портьеры в летаргии, полн бокал 
щипеньем тающей шампанской пены. 
Исчерпанность... Лай пса издалека... 
День догорает в пламени бесплодном... 
Обуглившийся лес черновика 
топорщит сучья на листе холодном.


Диалог с дельфином

Вечером проститься вышел с морем, 
вот стою, вдруг вижу - на волне 
появляется дельфин и смотрит, 
и плывет прямехонько ко мне. 
Говорит он на своем наречьи: 
Оставайся, в штиль или в прибой 
буду приплывать я каждый вечер 
к берегу, чтоб встретиться с тобой. 
-Я с дельфиньим языком нисколько 
не знаком, но разобрал слова 
и ответил: Я б остался, только 
дома у меня сплошной завал! 
На заботе там сидит забота, 
денег нет, зато долгов гора, 
там семья, любовница, работа... 
в общем, эта песенка стара. 
А дельфин мне: Оставайся, что там! 
Ни долгов не будет, ни забот... 
Деньги? Деньги - пена, а работа 
не акула - в море не сплывет. 
-Мне дельфин неглупым показался, 
но вещички наскоро собрав, 
я уехал, а дельфин остался. 
Я не знаю, кто из нас был прав. 


* * * 

		Н.Гуманькову 

Когда весна пошла на спад 
и выродилась в страсть - 
поэзия, сойдя с эстрад 
в подкорку подалась. 
Когда хор евтушенских стих, - 
ты начал в чуткой тьме 
свой галлюцинатворный стих 
замешивать в уме. 
Он плотным тестом на дрожжах 
всходил (не обессудь 
за этот образ), в нем, дрожа 
пульсировала суть. 
"Витая в исневе" - извне 
ты всматривался вниз, 
в слепой бессмысленной возне 
отыскивая смысл. 
И тяжелела голова 
и уходила жизнь, 
чтобы корявые слова 
в гармонию слились. 
Без зависти поет тростник 
о свежести речной. 
Мне - пить и гнить. 
Тебе - расти 
и набухать волной. 


* * * 

	С.Ш. 

1. 

Ты уходишь, как ввысь 
небо уходит! Таешь 
так же, как слова смысл, 
что много раз повторяешь. 
Ты уходишь, как вниз 
влага уходит - к семени, 
так - как уходит время - и 
так - как уходит жизнь. 


2. 

Я целый год напролет 
тебя удержать хотел. 
Бился, как рыба об лед, 
рвался - как нищий в отель. 
Жабрами всеми души, 
телом, и духом, и сном ... 
тщетно - ну что ж, - дыши, 
смейся и пей вино, 
стели постель, не таких 
как я - люби. Меняй 
гривенники на пятаки ... 
в общем - живи без меня. 


3. 

А ведь она была в руках 
твоих - случайная жар-птица, 
а ты спокойно дал ей взвиться, 
мелькнуть и скрыться в облаках. 
А сам остался на земле, 
заснеженной и неуютной, 
с тоской о птице, о тепле, 
о радости одноминутной. 


4. 

Особенно чужим и нежным было 
твое лицо, когда уснула ты. 
Оно белело и как будто плыло, 
качаясь в волнах темноты. 
Я всматривался пристально в него, 
пытаясь, превратив всего 
себя - в отточенную память, 
навек его в себе оставить. 


* * * 

Менялись виды за окном, 
менялись цели и вокзалы. 
Лицо всплывало за лицом, 
и - как в водовороте, исчезало. 
Неужто Кем-то послан в путь 
я, что б на миг, но тоньше лезвия - 
вскользь, в чьих-нибудь глазах мелькнуть? 
И навсегда затем исчезну я? 
А мир всё также будет стыть 
в своих туманах синеватых, 
и поворачиваться, плыть - 
Огромный, мертвенный, покатый... 


* * * 

Не надо лишнего, 
не надо ветоши. 
С отчаянья не пишут - 
вешаются. 
И запаха бумаги нотной 
не надо. 
Запахло смертью - вот она, 
не клоунадой. 
И так запахло, 
что руки сложишь. 
Рояль распахнут, но 
играть не сможешь. 
Тональности даны убогому 
и клавиш домино. 
Тональностей у Бога много, но 
особенно люблю я до-минор. 


* * * 

У лишенного земли и воли 
человека, гражданина вроде как, 
чудом сохранившиеся ходики 
по ночам стучат над головою. 
Надо б "электронику", глаз выколи, 
а она бы тихо так мерцала. 
Или что-нибудь там на кристаллах, 
в общем, что б молчало и не тикало. 
У лишенного земли и Храма 
в феврале конца, когда не надо - 
То ль капель стучит, то ль капель падаль 
из недозавернутого крана. 
Снизу набухает, сверху утончается, 
пуповину рвет, летит - и в брызги, в тот час же 
самый миг - другая начинается, 
как две капли на неё похожая. 
Маятник качается, качается... 
Ночь течет, течет, кошмары множит. 
Жизнь кончается, кончается, кончается... 
И никак окончится не может. 
И кого то спросишь на рассвете: 
"Сколько ж оно может еще длиться - 
Это бесконечное бессмертие, 
что так души мучает индийцам?" 


* * * 

Зубы скалить, хвост пушить, 
и на женщин озираться... - 
Ампутация души 
- лучшая из операций. 
Заповедью - "не убий" 
пренебречь - и умертвленье 
неприкаянной любви 
не считать за преступленье. 
Жить, преодолев недуг, 
все улики отрицая... 
Но внезапно скажет друг: 
"Слушай, на тебе лица нет! 
И давно ты так живешь 
на себя став непохожим? 
И давно-ли так похож 
на любого из прохожих?" 


* * * 

Что ты хочешь от меня, Бог?! 
Я от милостей твоих изнемог. 
Все приемлю, знаю, ты - справедлив. 
Ни к чему тебе смрад самоубийств. 
Я люблю тебя и буду любить, 
но, научи меня, как мне дальше жить?! 
Не отвергни, сохрани свой росток, 
что б он рос и кланялся на восток. 


* * * 

Вот "крем для стареющей, сохнущей кожи", 
мозг, смятый нелепым, пугающим сном, 
все тщетно, все тщетно, и все же, и все же - 
мы в черных колготках в бессмертье войдем... 
И Петр-ключарь, спиною к нам стоя, 
ключами гремя, отмыкая замок, 
нам скажет беззлобно: "Была б моя воля, 
таких бы, как вы, не пустил на порог, 
но Тот, кто за вас вечно просит у Бога 
прощенья, Чья воля - закон, и не мне 
с ним спорить - сказал, что нет умысла злого 
в бесчинствах всех ваших - а их было много - 
поэтому - и преступления нет". 


* * * 

Что же мне делать с собой, бестолковым? 
Сыграть, что ли, Баха? Иль взять логарифм натуральный? 
Может быть смыслом наполнится новым 
старая жизнь обветшавшая? Или же в путь 
дальний отправиться, чтобы взглянуть 
как там люди живут? Так же, как здесь или хуже? 
Или же в клуб мне поэтов пойти, записаться, 
сдав членский взнос? Или бросить работу, 
чтобы найти себя в поприще новом, еще неизвестном? 
Или же, ввергнув в печаль и родных и знакомых 
броситься вниз головою - 
чтобы не спрашивать больше себя непрестанно: 
Что же мне делать с собой, бестолковым? 


* * * 

Ни покоя, ни чуда 
до сих пор не обрел. 
Накопивший лишь груду 
слов и снов, как жонглер 
растерявшийся - кольца, 
годы я растерял. 
Но должно же быть солнце, 
чтоб тянуться теням! 
Все же - разве забуду, 
что мне выпала блажь, 
в предвкушении чуда 
очинять карандаш. 
Все же - страшно поверить, 
что без веских причин, 
все шумели деревья 
в прошлогодней ночи. 
Не в угоду же слогу 
я всю жизнь напролет 
смутно верил, что к Богу 
путь мой чертов ведет. 
Так исполнись доверья 
сердце, бейся, стучи! 
Так шумите деревья 
в прошлогодней ночи. 


Элли

I 

Душе дано любить лишь то, 
что пальцами нельзя потрогать... 
Ей так не дорого ничто, 
как предвкушение дороги, 
ей хочется навек воспеть 
в глубокой и простой печали 
друзей которых уже нет 
и женщин, что с тобой не спали, 
и светлый прошлогодний снег, 
не землю в забытьи летящий... 
Вся жизнь души есть только бег 
за горизонтом уходящим. 


II 

Ну мне ли, - в юношестве яд 
сей, принимавшему стаканами, - 
влюбиться вновь!? Что я - 
отряд строительный или стахановец, 
чтоб уже выполненный план 
перекрывать на сто проценетов?! 
Что я Геракл? Или Атлант? 
Или крылатая ракета? Ну мне ли - ласки стольких рук 
узнавшему, - вновь в блажь ударить? 
Оставив круг друзей, подруг 
сидеть с бутылкою "Cotnari" 
наедине и цвет менять 
лица, и тосковать и злиться 
из-за того, что некая девица 
не хочет полюбить меня? 


III 

Мне, гитаристка, не забыть 
лица склоненного над грифом,- 
Так и поныне, может быть, 
всё помнят греки свои мифы. 
Так что опять: тебе играть, 
земле - в ночи плыть безграничной, 
а мне - в басовом умирать 
ключе - и жить в ключе скрипичном. 
Свече - звать бабочек из тьмы 
и огоньком своим нервозным 
давать понять: как малы мы 
в ночи на перекрестке звездном... 
Любовь и музыка - вот два 
намека на иные дали, 
но прозеваем их - едва - 
и не мираж они едва ли... 
Но, гитаристка, не забыть 
твои опущенные веки 
и пальцы, прядущие нить 
сомнабулически на деке. 


IV 

Как страшно с жизнью расставаться 
проездом в душной электричке, 
как странно забывать привычку 
дышать и по земле скитаться, 
и узнавать уже другой, 
нездешний свет в окне вагонном, 
и закрывать лицо рукой - 
как зеркало, - когда покойный 
лежит, лишь косвенно причастный 
к предпохоронной маяте, 
к дождю, ... 
которому лететь 
так неуверенно, несчастно 
в догонку за мелькнувшей станцией 
.... и повисать 
в немом пространстве. 


V 

Что-то с силой Карменситы 
пело, что ничуть не мешкая 
можешь и должна спасти ты 
отщепенца и насмешника. 
Эта тема музыкальная 
в лето, в темя бьет и плещется, 
и - не только слезы в зале, но 
и дожди в июне месяце 
вызвав, - так непобедимо 
сыграна, что часа на три 
забываю, что любимая 
не присутствует в театре. 


VI 

Я, весь полон выцветших знамен, 
похожу на исторический музей,- 
так же я недвижен, как и он 
относительно недвижных площадей, 
но - плыву я относительно звучания имен 
однокашников, любовниц и друзей. 
Плоти нет в звучаниях пустых, 
как нет плоти в пышных облаках, 
словно муть коричневую - их 
дни смывают с моего лотка 
и уносят; остается лишь 
тяжелый плотный шлих - 
шлих, которым я и жив - пока. 
Упущу же шлих - у коридора кроме как - 
вглядываться из глубины 
из своей же (так удав глядит на кролика) 
в смутное пятно моей спины 
не останется иных забот - поскольку 
и глаза мои и губы будут сметены. 


VII 

Звезда моя - восходишь ты на небо 
в тот миг, когда я просыпаюсь 
и меркнешь лишь когда я засыпаю. 
Звезда моя - среди обманов дел - 
фонариков на прошлогодней елке - 
одна ты светишь настоящим светом. 
Звезда моя - лишь ты одна могла бы 
спасти меня и вывести из мрака 
в мир заповедный света и любви. 
Звезда моя - тебя зажег Господь 
что б дать понять мне - изо всех живущих 
лишь у меня нет собственной звезды. 
Звезда моя - я не такой гордец, 
что бы противиться судьбе и Богу 
и с замыслом Его смиряюсь. 
Звезда моя - я свет твой погублю, 
глаза ладонями закрою, 
что б жить - хоть в темноте, - но - жить. 

VIII
 
Схожу - или уж сошел с ума? 
И это плод воображенья - 
машин чревотное движенье, 
людей слепая кутерьма? 
Я жив еще - иль уж я умер? 
Я умер? Как проверить это? 
Я жив? 
Лишь телефонный зуммер 
уверенностью абонента 
напоминает, что я жив. 


* * * 

До отправления осталось 
немного - я не говорю - 
какая страшная усталость, 
в какую дрянь вся жизнь распалась, 
в каком я пламени горю. 
...И не из страха быть тобою 
покинутым - я утаю, 
что алкогольному прибою 
с трудом уж противостою... 


Воспоминание о будущем феврале

Ты скажешь мне под снегом белым: 
"Не вышло! Не сердись. Не надо." 
Под снегом белым плодом спелым 
так долго сердце будет падать. 
Снег будет крыть, как кроют мастью 
и тасовать проулки, скверы... 
Я пожелаю тебе счастья, 
а впрочем, промолчу, наверно... 
Под снегом белым, снегом белым, 
я снова жизнь перетасую, 
которую движеньем беглым 
который год тасую всуе. 
А впрочем - закажу билеты 
и сердце долго будет падать, - 
когда напополам - валетом - 
разрезанным - взлечу на запад. 


* * * 

Слова застряли в глотке, 
мне трудно сделать вдох. 
Прощанье жжет, как водка, 
горчит и валит с ног. 
Собрав остатки воли 
держись любой ценой, 
чтоб справиться с волной 
отчаянья и боли. 
Я брошенный ломоть, 
мой поезд отьезжает - 
Любимая! Чужая! 
Храни тебя Господь! 


Выбор 

Нечем одарить тебя мне, нечем. 
Я жизнь могу отдать тебе. 
Видно, я люблю тебя сильней, чем 
ненавижу Леню и ГБ. 
Видно мне придется ждать напасти,- 
и к чужим не рваться небесам. 
Погибать, но погибать от счастья, 
Что я выбрал сам. 
И только сам.


Проездом 

Прохожу мимо ставен 
и закрытых ворот... 
Что же здесь я оставил? 
Кто же здесь меня ждет? 
Да не так ли и раньше 
проходил я не раз 
мимо вечно спешащих 
и невидящих глаз? 
Чужд и корню и кроне, 
и стране и семье. 
Всем совсем посторонний, 
всем - и даже себе. 
Все глядел на афиши, 
все чего-то искал,- 
обескровленный, лишний 
и досужий фискал. 
Из базарного гама 
до меня донесет, 
как стихи Мандельштама 
Пугачева поет: 
"Я приехал в тот город..." 
-Нервный голос не лжет! 
И чужой смертный холод 
вдруг меня обожжет. 
Посмотрю напоследок, 
как в фонтане вода 
бьет... и завтра уеду. 
Знать бы только - куда? 


Безыскусная песенка 

И стало ясно - не придешь! 
И стало ясно - будет дождь. 
И стало ясно, что на улице темнеет. 
И стало ясно мне опять - 
Не надо было приезжать, 
не нужно было приезжать 
сюда за нею. 
И стало ясно, что Творец 
хотел, как любящий отец 
наполнить жизнь мою непреходящим светом. 
И для меня её создал, 
но видно в спешке опоздал, 
но видно в спешке опоздал 
внушить ей это. 
И стало ясно мне тогда, 
куда идут все поезда. 
Все поезда идут туда, 
где снова надо - 
стоять и ждать, стоять и ждать, 
прохожих в спины провожать, 
прохожих в спины провожать 
погасшим взглядом. 


* * * 

	В.Л. 

Когда я наблюдаю как 
ты весела или сердита,- 
мне кажется, что жизнь пока 
не кончена, а только скрыта. 
Когда приблизясь в танце, мне 
кладешь на плечи руки тонко,- 
ты мне близка вдвойне, втройне, 
ведь ты - моей любви сестренка. 
Когда сбивая скуку с ног 
ты милый вздор несешь, как влагу,- 
во мне спит одинокий волк 
и просыпается дворняга. 
И я всегда готов шальной, 
лохматой, дерзкой собачонкой 
бежать по детству за тобой 
и на прохожих лаять громко. 


Метро. Спящая девушка с цветами 

Иглой строки дыру листа зашей 
и наметай: как мрак, вплотную к окнам 
гремел, летел, лютел и гнал взашей 
огней размазанных волокна. 
И были джинсы девушки светлей, 
чем ночь в июньском равноденствии! 
Ах, как спала! Благодаря лишь ей 
вагон держался в равновесии. 
Хотя мотало, словно седока 
на необъезженном. Цветы без мысли задней 
качаясь, имитировали - как 
они б качались в палисаднике. 


ТЫ и Я 

В том, что ты - свет, 
сомнений нет. 
А если были, то умолкли. 
В том, что ты свет - 
сомнений нет. 
А кто же я? Не мотылек ли... 


* * * 

	Э. 

Никогда ты не будешь моей. 
Врозь тела и следы и года. 
Я молюсь за тебя тем нежней, 
чем яснее мне, что никогда, 
никогда ты не будешь моей. 
Лбом горячим прижавшись к стеклу, 
пережив, как умерших, себя, 
в фиолетово-желтую мглу 
я смотрю и молюсь за тебя - 
лбом горячим прижавшись к стеклу. 
Ветер песни поет ни о ком, 
мне же слышится плачет он в них 
о пальто твое с воротником, 
о потершихся джинсах твоих. 
Ветер песни поет ни о ком... 



Ruthenia.Ru

Стихи.Ru

Проза.Ru

Сервер "Литература"

Грамота.Ru